O-spide.ru Официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИД
ВИЧ и СПИД. Разговор с учителем

«Все мы родом из детства» - известная фраза Экзюпери, которую можно отнести абсолютно к каждому человеку.

Но детство это не только догонялки, салки и вкусные бабушкины пирожки. 10-11 лет детства человек проводит в школе. Там формируется характер, круг общения, интересы. Я с улыбкой вспоминаю школу – там прошли прекрасные годы моей жизни. Часто собираемся со школьными друзьями, вспоминаем веселые перемены, смешные случаи с учителями, с которыми мы тоже держим тесную связь. В школе можно получить первичную информацию по всем основам жизни, которую в дальнейшем можно будет использовать. Основные понятия о ВИЧ тоже должны закладываться в школе, да и, как показывает статистика, одна из групп риска – это старшеклассники. Поэтому я решил пообщаться с учителем, который рассказал мне о том, как же сейчас обстоят дела с профилактическими мероприятиями ВИЧ в школе. И тут я решил обратиться к своей очень хорошей знакомой, заслуженному учителю Самарской области. Ирина Владимировна уже более 30 лет учит детей в замечательной школе небольшого поселка Самарской области.

- Ирина Владимировна, здравствуйте. Вы работаете с детьми, со школьниками. Это тот самый возраст, когда закладываются основы всего, в том числе и профилактики ВИЧ. Как сейчас ведется эта работа?

- Старая программа "Молодёжь на перепутье" (Основной принцип программы - предотвратить передачу ВИЧ путем воздержания. Прим.автора) у нас до сих пор в ходу. С 10 - 11 классами всегда стараемся говорить откровенно. Современные дети часто говорят так: "Не говорите нам о воздержании, лучше скажите, как предохраняться, как не заразиться". Еще работаем по антинаркотической программе "Свежий ветер плюс", вся антинаркотическая работа в школе одновременно является профилактикой ВИЧ.

- Как вы думаете, кто должен разговаривать со школьниками о профилактике, ведь, зачастую, ВИЧ достаточно интимная тема?

- Любой взрослый, учитель, которому подростки доверяют, говорит с ними лучше любого нарколога. О ВИЧ может говорить с подростками только взрослый.

- Вы считаете, что взрослый сможет поговорить обо всем со школьником? Как ни крути, взрослые учителя были рождены и воспитаны в другой стране, гораздо более "пуританской". Готовы ли будут школьники говорить откровенно? Или скажут то, что учитель захочет услышать?

- Конечно, не всякий взрослый. Мы можем говорить, потому что ставили себе эту задачу, в рамках современных представлений о допустимом. Наши старшеклассники в рамках акции "Дети - детям" пытались говорить с ровесниками о ВИЧ и СПИДе, но разговор был неэффективным. В беседах подготовленных учеников и группы, с которой он общается, учителя не участвуют. А по поводу откровенности школьников, если ученик просит рассказать о способах предохранения, думаю, это можно считать откровенностью. Вообще, нельзя сказать, кто лучше: учитель, врач, родитель, старшеклассник. Это зависит от индивидуальных качеств. Человек, готовый ответить на откровенные вопросы, должен владеть терминологией и не быть ханжой!

- Хорошо. Вы в школе работаете уже много лет. Чем отличаются современные дети от детей 90х-00х годов?

- У них есть доступ к любой информации, они раскованы и ждут возможности обсудить проблему, услышать разные точки зрения, сформировать свою позицию. Например, вот такая ситуация: "Я собираюсь жениться. Решусь ли я предложить своей будущей жене сделать анализ на ВИЧ?" У нас в школе дети искали формулировку, подбирали слова, чтобы сделать это предложение деликатно. Современные подростки раскованы, имеют своё мнение и готовы его высказать, они критичны, авторитетов для них практически не существует.

- Вы говорите о том, что у них есть доступ к любой информации. Может быть тогда и не нужно проводить никакую профилактику, если они обо всем смогут прочитать в интернете?

- Доступ к информации есть, но необходима возможность её обсудить! И профилактика нужна! Когда информация переводится в иную плоскость, в практическую – как прожить без ВИЧ - это и есть профилактика, и это эффективно!

- Сейчас школьники вступают в половую жизнь достаточно рано. Как вы считаете, с какого возраста нужно разговаривать с ребятами о ВИЧ?

- Мы говорим с 10 класса, а нужно бы с 8-го. В одной передаче на телевидении предлагалось начать такую работу со 2-го класса. В каждом юморе есть доля юмора. В 8-ом классе говорить трудно... Но надо.

- Почему трудно?

- Потому что проблемы уже стоят, но готовности их обсуждать в этом возрасте еще нет – это их смущает.

- Скажите пожалуйста, при разговорах о ВИЧ есть ли какие-то табуированные темы?

- Ты имеешь в виду нетрадиционный секс? Секс-меньшинства? Мы сами об этом не говорим, но если вопрос возникает у детей, ответ - коротко и с юмором. Это же - не наша задача.

- А какая основная задача школы, в профилактике ВИЧ?

- Тем, для кого это актуально, объяснить, что воздержание - логично, правильно, особенно для девушек, тем, кто уже перешёл этот порог и над воздержанием смеётся, дать информацию о способах предохранения. Но играть, как на Западе, с презервативами мы не готовы!

- Школа сегодня – это площадка для инноваций и экспериментов. А что нового применяется сегодня в образовании в профилактических мероприятиях распространения ВИЧ?

- На наш взгляд, ничего. Школа не площадка для экспериментов по профилактике ВИЧ! Школа - образовательный плацдарм, площадка для инноваций в образовании. Наша задача - привить культуру, в том числе и анонимного обследования на ВИЧ.

- Ну и последний, наверное, самый важный вопрос. Кто должен заниматься профилактикой: школа, общество или родители?

-Все! Очень важно, чтобы у каждого подростка был надёжный, компетентный взрослый, с которым бы он мог поговорить и получить ответы на неудобные вопросы. Консультации психолога должны быть доступны, анонимны, бесплатны. Школьный психолог не может поговорить со школьником без предварительной заявки его родителей, без их согласия. В тех школах, где эта должность есть, при норме 300 человек - 1 психолог, к нему просто бывает не пробиться – очередь! В населённых пунктах должен быть психолог, к которому подросток мог бы обратиться с подобной проблемой без разрешения и/или заявки родителей.

Встреча с прекрасным, душевным человеком – всегда приятно. Ирина Владимировна замечательный, мудрый человек. Разговор с ней всегда очень полезен и интересен. Я знаю, как работают учителя в этой школе – это достойно всяческой похвалы. Но мне кажется, что некоторые методы профилактики, наверное, можно назвать несколько устаревшими. Связано это с тем, что школа находится в области и до нее пока еще не дошли какие-то инновационные методы, или же это некий консерватизм – говорить сложно. Самое важное, что работа ведется, что дети знают о ВИЧ, не стесняются задавать вопросы, а учителя не боятся на них отвечать. А когда есть диалог – должен быть и результат.

Дмитрий Дьячков 

Где пройти тест на ВИЧ Центры СПИД
Ваш регион определен автоматически  
Московская область
Опрос
Откуда вы узнали о нашем сайте?:
TV
радио
газеты
Internet
Мы в социальных сетях