События

Регион определен автоматически

Изменить регион
Опрос
Все опросы

Какие из следующих методов профилактики по предупреждению ВИЧ оказывают на Вас наибольшее воздействие:








  
10.06.2016

ВИЧ и СПИД. Взгляд режиссера

ВИЧ и СПИД. Взгляд режиссера

Середина мая, но погода оставляет желать лучшего – целый день лил дождь, солнышко даже не выглядывало. Я сидел в кафе и ждал человека, с которым на сегодня у меня была запланирована встреча.

Время шло, я уже начинал понемногу расстраиваться, думая, что разговор может не состояться. Но вот зашел высокий улыбчивый молодой человек. Это Игорь - режиссер и один из основоположников социальных театров в России. Он вежливо поздоровался и заказал себе американо. Игорь более 5 лет работал в направлении профилактики ВИЧ в Самарской области. Именно его силами в Самаре был создан социальный театр, который стал известен во всей России. Он учился у основателя методики «равный-равному» доктора Сидель Берлин, а сейчас ездит по странам СНГ с мастер-классами и тренингами.

- Игорь, здравствуй. Сегодня проблема распространения ВИЧ стоит очень серьезно, многие эксперты говорят даже об эпидемии. Борьба против болезни ведется по всем фронтам, как ты считаешь, должны ли бороться с ВИЧ в сфере культуры?

- Наверное, не так. Есть 2 уровня профилактики распространения заболевания: первичный и вторичный. Первичная профилактика – это когда мы раздаем презервативы, буклеты, рассказываем о ВИЧ, проводим лекции… А вот вторичная – это, как раз, культура, социальная реклама и т.д. Хорошим примером профилактической работы в культуре является социальный театр. Социальный театр отвечает на злободневные вопросы: есть актуальный вопрос, и мы его решаем, мы идем и говорим о нем. Одна из самых удачных методик соц. театра, которая себя хорошо зарекомендовала – это методика «равный-равному». Что это значит? Это когда обучаются подростки, и эти же подростки показывают спектакль, а потом его обсуждают с такими же ребятами. То есть приходит не женщина в возрасте, которая рассказывает про ВИЧ-инфекцию и презервативы, а молодой человек, который ровеснику рассказывает про это. Сейчас средний возраст вступления в половой контакт 12-13 лет. Это официальная статистика, но об этом в обществе стараются не думать, не говорить. Есть законы 12+, 16+ - нельзя смотреть, но все уже давно «спят». И в школах об этом не с кем поговорить – это тоже огромная проблема, которую, как раз, должны выполнять волонтеры, которые бы приходили и разговаривали со школьниками на их языке. Не прописан законодательно этот момент, как с ребенком говорить о сексе. Если прихожу я, взрослый дядька, и разговариваю с ними о сексе, то получается, что я педофил. Поэтому нужны какие-то новые способы общения, которым как раз и является социальный театр.

- Давай поговорим подробнее про социальный театр, потому что ты этим занимался достаточно долгое время. Расскажи, пожалуйста, какие технологии используются в социальном театре? Что в нем инновационного, какие слои населения социальный театр охватывает? Насколько я понимаю, социальный театр – это некая постановка, которая касается какой-либо темы, но на эту постановку может прийти достаточно ограниченное количество человек.

-Социальный театр – это, скорее, не что-то отдельное, а наоборот объединяющее между собой разные направления современных театральных методик. Например, playback-театр – это когда человек приходит, рассказывает свою историю, и актеры её разыгрывают в ту же минуту на сцене. Еще одна технология – это вербатим, когда берется интервью у людей, а потом из него составляется пьеса. В социальном театре нет отдельного направления, которое было бы посвящено ВИЧ-инфекции. Социальный театр отвечает на злободневную тему. Мало придут? Ну, во-первых, если говорить об опыте, который был у меня: звали не мы, а нас. Это две разные вещи. За 5 лет своей работы, мы объездили всю Самарскую область, побывали в каждом городе и селе. Если говорить о том, для какого возраста – для нас было определение, что мы работаем именно с молодежью. Мы работали с ребятами от 14-16 до 30 лет. Но если говорить об общемировой практике, то я знаю, что в Словакии есть социальный театр, который направлен на пенсионеров, на их интеграцию в современную жизнь. Так что в принципе у социального театра нет каких-то рамок.

- ВИЧ – это достаточно закрытая тема, достаточно сложная. Как ты считаешь, обо всем ли можно говорить со сцены? Можно ли называть вещи своими именами?

- Да! Когда мы проводили Международный фестиваль социальных театров, к нам приехала делегация из Кемерово. А там достаточно жесткая коммуникативная политика, и было запрещено говорить слово «наркотики». И они говорили «веселая таблеточка». Когда на сцене подошел один парень к другому и сказал: «Будешь веселую таблеточку» - весь зрительный зал рыдал. Смысл спектакля пропал. Должен быть какой-то внутренний стоп-кран, внутренний цензор, тогда со сцены не будет звучать ничего лишнего, но и «веселых таблеточек» не будет.

- Если мы возвратимся к концепции «равный-равному», все ли может говорить со сцены подросток? Где та грань?

- Эта грань должна быть у человека, который этим занимается. Это его внутренняя грань. Нельзя это прописать. Такие вопросы ни в коем случае нельзя регламентировать.

- Скажи, сложно ли создать социальный театр? И кто этим должен заниматься?

- Главное – энтузиазм. И энтузиасты, как показывает практика, находятся. Например, в Казани, пару лет назад открылся социальный театр. Простая девочка решила открыть в своем вузе социальный театр. Я к ним ездил, помог с постановкой, расставил какие-то важные акценты. Сейчас у них уже 5 или 6 спектаклей. Еще огромная проблема в том, что негде встречаться. Несмотря на то, что постановка в социальном театре импровизационная, все же необходимо место, где можно встретиться. Ну и, конечно же, финансирование. Хотя бы какое-то минимальное.

- То есть, по большому счету, в любой школе педагог-энтузиаст может организовать свой социальный театр?

- Вот в чем проблема. Педагог может, но вопрос в том, не скажут ли ему родители: не развращайте моего ребенка. Мне кажется, что социальный театр должен начинаться со взрослых: с родителей, педагогов. Сколько раз я сам с таким сталкивался, когда мы приходили в школу, начинали разговаривать на какие-то темы, вставал педагог со словами: «У нас у детей такой проблемы нет!». Мы выгоняем педагога, и дети начинают рассказывать, что, оказывается, не только эта проблема есть, но и наркотики продают, и курят и все остальное. Со взрослых нужно начинать. Нужно обучать сначала взрослых, у них менять отношение к проблеме ВИЧ, а тогда уже и дети поменяются.

- Существует ли какая-то школа социального театра? Где можно этому научиться? Родители захотели, учитель этой идей «загорелся», есть связи с режиссером, который готов помочь в постановке, но негде взять знания.

- Сейчас, в конце года будет запускаться большой проект, который делает Киров – сайт социального театра. Там будет курс лекций, какие-то контакты, теоретический материал, онлайн будут отвечать на вопросы. Это уже делается. В России, сертифицированных специалистов около 10. А вообще, при желании можно найти информацию или специалиста, который вам поможет. Для меня недавно стало открытием, что в Дагестане есть театр по технологии «равный-равному». На протяжении многих лет я ездил по городам и обучал этим технологиям, до Дагестана я не доехал. Значит, они нашли специалиста и с ним этот театр сделали.

- Социальный театр – это, все-таки, сфера культуры или социальная сфера?

- Это очень хороший вопрос. Сколько в моей жизни было конференций, на которых все время спорили: что первичнее - профилактика или искусство? Для меня, все-таки, как для режиссера, первично искусство. Потому что через художественную призму можно больше поместить в голову, чем через профилактику с «чуть-чуть» искусством.

Разговор получился откровенный, даже немного жесткий. Но было очень приятно, что я разговариваю не со статистом, который занимается профилактикой ради галочки, а с действительно большим профессионалом своего дела. На самом деле, мне кажется, что лишь такие люди могут изменить ситуацию в нашей стране, относительно ВИЧ. Если каждый, кто возьмется за профилактические мероприятия, будет с таким же интересом рассказывать о ВИЧ, он непременно увлечет людей за собой. А заинтересованный человек, во многом более думающий, нежели равнодушный.

Дмитрий Дьячков

Вопрос-ответ